Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Внутреннее убранство

Внутреннее убранство

К настоящему времени в Сампсониевском соборе восстановлены росписи в трапезной, в предалтарной части они сохранились фрагментарно.

Сампсоний Странноприимец. Фрагмент иконы месяцесловаСампсоний СтранноприимецВ западноевропейском духе (в стиле Людовика XIV) исполнено центральное панно "Император Петр I". Казалось, портрет выходящего из походной палатки царя в рыцарских латах и трофейные пушки как атрибут военной победы несовместимы с православной иконописью. Но роспись была выполнена в 1760-х годах, и в сознании людей того времени эта церковь была, прежде всего, храмом-памятником, Полтавским мемориалом, символом великой победы русского оружия. Слева от императора - стол с атрибутами верховной власти. Благоговейно приложив левую руку к груди, царь направляется к престолу основанного им храма. Вечерний пейзаж на заднем плане, окрашенный прозрачными тонами заходящего солнца, символизирует окончание дня триумфальной битвы.

По мнению архитектора созданного в 1909 году Сампсониевского юбилейного комитета, картина интересно задумана и красиво скомпонована. Однако фигура царя слишком моложава, ее общие пропорции анатомически неверны.

Несмотря на то, что картина написана в 1763 году, она довольно хорошо сохранилась. Во время юбилейной реставрации 1909 года ее очистили и покрыли лаком. Практически то же самое сделали при очередной реставрации в 1999 году.

Попытки с помощью архивных материалов определить имя художника не увенчались успехом. Можно сделать лишь ряд предположений. Портреты Петра Великого с натуры писали несколько художников, в том числе Кнеллер (1697), Купецкий (1711), Танауер (1714), Каравак (1716), Никитин (1716), Карл Моор (1717), Натье (1717) и Гиацинт Риге (писал портрет Петра в Париже).

Главный иконостасЦарские Врата главного иконостасаСравнительный анализ позволяет предположить, что изображение Петра I в Сампсониевском соборе можно условно отнести к типу Г.Кнеллера.

Готфрид Кнеллер (1646-1723) написал портрет русского царя в 1697 году для английского короля Вильгельма III. С этого портрета П.Шенком была сделана гравюра (гравюра лондонского мастера Джона Смита только повторяет работу Шенка). Несколько десятков этих гравюр попали в Россию и стали прототипом образа царя-реформатора для многих русских художников. С высокой степенью вероятности можно предположить, что, выполняя роспись в Сампсониевской церкви, неизвестный художник в качестве основы для образа Петра I воспользовался гравюрой Смита.

Можно только догадываться, почему Грязновский-Лапшин заказал художнику писать Петра I с гравюры Смита. На ней царь изображен молодым (на 12 лет моложе времен Полтавской победы). Возможно, было желание угодить взошедшей на престол в 1762 году Екатерине II и представить Петра Алексеевича молодым и стройным юношей.

Екатерина II любила Сампсониевскую церковь. Существует легенда, что именно в этом храме она тайно венчалась с графом Г.Потемкиным. Авторы публикаций по данному вопросу ссылаются на переписку и воспоминания высокопоставленных лиц екатерининской эпохи, но в архивах и церковных книгах подтверждений этому факту найти не удалось.

Главный иконостас после реставрации 1909 г.Иконостас южного придела, освященного во имя Архангела МихаилаПримечательна еще одна настенная роспись русских художников начала XX века. Надпись над изображением Казанской Богоматери гласит: "копия Каплуновской Божьей Матери бывшей при воинах в день Полтавской победы". Это стало еще одним подтверждением преемственности, исторической эстафеты от одного поколения россиян к другому, связи поколений, основанной на героических традициях отечественной истории.

Уникальность Сампсониевского собора проявляется и в декоративном убранстве. Главная достопримечательность храма - золоченый пятиярусный деревянный иконостас, признанный шедевр русской резьбы XVIII века, поражающий своими размерами: ширина - 13,6 м; высота - 11,2 м. Он решен в виде так называемого "высокого иконостаса", в отличие от "низкого иконостаса" Петропавловского собора. По мнению исследователей, высокий иконостас, тип которого сформировался еще в древнерусском искусстве, наиболее полно отвечал стилю барокко.

В главном иконостасе первый и второй ярусы - соответственно местный и праздничный, третий - апостольский, четвертый и пятый - соответственно пророческий и крестных страданий.

Список Каплуновской Казанской иконы Божией МатериДеталь главного иконостаса. Проект реставрации 1909 г. АкварельВ липовом резном иконостасе архитектонические части (колонны, архитравы и т. п.) органично сочетаются с круглой скульптурой и полностью вызолочены. Гладкие части фона окрашены в зеленый с прожилками цвет под камень змеевик, что в сочетании с золоченой резьбой дает великолепный колористический эффект.

Объемность фигур усиливается игрой комбинированной клеевой позолоты: использовано глянцевое и матовое золочение на полимент.

Декоративное оформление 42 резных рам повторяется и не выходит за пределы барочной системы выразительности, но здесь нет и двух копий, каждый элемент оригинален.

В полной мере это относится и к круглой скульптуре. Фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, парящих ангелов и херувимов, путти, держащие символы крестных страданий - все они создают мир главного иконостаса.

Создание этого шедевра декоративно-прикладного искусства относится к концу 1730-х годов, но при детальном изучении невольно предполагается более позднее время. Об этом свидетельствуют сильные выносы раскрепованного карниза, сложнейшие и разнообразные по форме виды деревянной резьбы. Одним словом, здесь прослеживаются черты развитого барокко середины XVIII века, характерные для творчества Ф. Б. Растрелли. Есть определенное сходство в общем композиционном решении и в манере резьбы между главными иконостасами Сампсониевского собора и церкви Большого дворца в Петергофе (последний выполнен по проекту Растрелли мастерами столярного и резного дела Нильсеном, Ролланом и Шталмеером).

Общий вид трапезной и малых иконостасовФрагмент главного иконостасаРастрелли широко использовал золоченую резьбу в отделке интерьеров. По его проектам работали не только иностранные, но и русские резчики.

Главный иконостас Сампсониевского собора, бесспорно, был выполнен русскими мастерами петербургской школы, это не вызывает сомнений. Но очевидным представляется и то обстоятельство, что работали эти мастера по проекту выдающегося архитектора. В то время, как правило, все работы, даже самые незначительные, выполнялись под надзором и творческим руководством ведущего архитектора. Так, например, когда у Растрелли работали известные мастера Роллан и Дункер, чертежи разных украшений для них делал он сам.

Прямых документальных доказательств того, что автором проекта главного иконостаса Сампсониевского собора был Ф.-Б. Растрелли, нет, но такая возможность наиболее допустима.

Преображение Господне. Икона из иконостаса северного приделаПророки Илия и Давид. Икона главного иконостасаСреди немногих сохранившихся в нашем городе памятников русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века главный иконостас Сампсониевского собора имеет большую художественную ценность, и по своим достоинствам, красоте и величию не уступает резному иконостасу Петропавловского собора.

Особую художественную ценность в Сампсониевском соборе представляет уникальная коллекция иконописи XVIII века. В 1909 году она насчитывала более 160 образов в иконостасах, отдельно стоящих киотах и на стенах собора. Большинство из них относится к периоду 1720-х - 1760-х годов, причем три образа подписаны авторами (редкость для икон этого периода). Имена иконописцев А.Квашнина, А.Поспелова и Т.Баженова навсегда остались в истории создания художественного убранства собора. Общая стилистика икон и манера письма в полной мере отражают этап развития русской художественной школы первой трети XVIII века, когда древнерусские иконописные традиции испытывали влияние европейских мастеров.

Подготовлено П.М.Званцевым и А.В.Квятковским